В субботу, 11 октября 2014 года, на месте массовых расстрелов 20-х 30-х годов прошлого столетия в урочище Койранкангас под Петербургом состоялась панихида.

По согласованию с руководством Ржевского артиллерийского полигона стало возможным в очередной раз посетить места массовых расстрелов и молитвенно почтить всех пострадавших во времена массовых репрессий.

Панихиду на месте массовых расстрелов возглавил настоятель храма иконы Божией Матери "Всех скобящих Радость" на Шпалерной улице в Санкт-Петербурге протоиерей Вячеслав Харинов, окормляющий участников поискового движения, в сослужении благочинного Всеволожского округа Выборгской епархии протоиерея Романа Гуцу и клириков Выборгской епархии иерея Сергей Ломакина и иерея Дионисия Бунцева.

В этом году на панихиде присутствовало около 100 человек, их которых постоянными участниками являются приход храма святой Анастасии Узорешительницы, расположенного на Набережной Лейтенанта Шмидта г.Санкт-Петербурга, приход храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице г.Санкт-Петербурга и приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска.

Вместе с участниками поминовения в урочище приезжали активисты проекта «Мемориал» и поисковики, которые находили очередные захоронения.

У открытых могил были возложены цветы.

Государственные службы безопасности до сих пор не открывают архивы и утверждают, что по Койранкангасу документов о расстрелах нет. О массовом уничтожении людей в этом месте стало известно, в частности, из рассказов коренных жителей близлежащих деревень — ингерманландских финнов. Их свидетельства собрал краевед Алексей Крюков. По свидетельствам финского населения из близлежащих деревень Киурумяки, Конколово и Лепсари расстрелы в Койранкангасе происходили с конца 1920-х годов вплоть до Великой Отечественной войны. По оценкам историков, здесь было уничтожено свыше 30 тысяч человек.

Временному забвению трагедии способствовали дальнейшие исторические события. Местные жители были депортированы в Сибирь и на Крайний Север блокадной зимой 1942 года. Немногие уцелевшие и вернувшиеся из ссылки успели засвидетельствовать, что с середины 1920-х годов до их выселения весьма часто, порой каждые сутки, по ночам на Койранкангас приезжали машины, слышались выстрелы. Днем прохожие наблюдали свежие могилы, разбросанную одежду, выкопанные дикими животными и мародерами останки убитых. Находили даже выбравшихся из могил раненых, но судьба их осталась неизвестной. Страх сковывал местных жителей, а незнание ими русского языка не позволяло подробно рассказать о трагедии. Один из местных жителей, Юхани Конкка, уехавший в Финляндию, написал об этих событиях повесть «Огни Петербурга».

«Кангас» по-фински— «песчаная пустошь или редколесье, поросшее вереском». Конкретно это редколесье финны прозвали Койранкангас— Собачья пустошь. Низкий, чахлый вереск, редкие сосны, березки. Под ногами— ржавые осколки снарядов, вокруг — воронки и ямы, присыпанные землей.

Траншеи на Койранкангасе были выкопаны в 1919-м, на случай каких-то боёв, потом заброшены, но ненадолго. Чекисты решили использовать их под могилы. Место удобное: дорога из Петербурга хорошо накатана, можно привозить людей прямо к краю ям. К тому же лёгкие, песчаные почвы «кангаса» хорошо берутся лопатой. Легче, чем тяжёлый грунт в районе посёлка Ковалёво, близ Ириновской железной дороги, где поначалу производились расстрелы.

Протоиерей Вячеслав Харинов много рассказывал о событиях того времени, о людях расстрелянных в эти годы и в частности на этом полигоне, о методах и возможностях проведения поисковых работ в наше время. Отец Вячеслав поблагодарил духовенство и всех приехавших помолиться о невинно пострадавших и казал, что зимой, а потом ещё летом планируется поездка на 3-ий расстрельный Левашовский полигон, единственный открытый для посещения и признаваемый органами ФСБ, где открыт музей мемориал.

В завершение панихиды были возложены венки ко кресту и все участники пропели вечную память. Благочинный Всеволожского округа протоиерей Роман Гуцу сказал ответную речь о том, что молитва об упокоившихся здесь имеет колоссальное значение, свидетельство, что они не напрасно жили, что 80-90 лет здесь вообще не звучала молитва, их мученическая кончина это умилостивительная жертва, о тех грехах, которые могли быть в их жизни. Также отец Роман сказал о том, что мы живём в апокалиптическое время, когда брат брата убивает и надо обязательно приглашать в такие места детей и молодёжь, чтобы они воочию убедились и узнали о тех страшных событиях не из учебников, которые всё время переписывают, а из фактов и вещественных доказательств, которые даёт нам Ржевский полигон, свидетельствуя о страшном геноциде в Советском Союзе против своего же народа. Информация о полигоне важна для того, чтобы дети понимали, как страшна жизнь без Бога. 

Протоиерей Роман подчеркнул, что сейчас такая же братоубийственная война совсем рядом, на Украине. И общество снова живёт не по Евангельским ценностям. Необходимо, чтобы вера была основой для всего общества, чтобы такие события не повторялись в нашей жизни.


Материал предоставлен приходом храма
Спаса Нерукотворного Образа на "Дороге жизни"
г.Всеволожска


Койранкангас (фин. Koirankangas — «Собачья Пустошь») — урочище к северо-востоку от посёлка Токсово, находящаяся на территории Ржевского артиллерийского полигона, известное тем, что в годы массовых репрессий в СССР в 1920-х — 1930-х годах наряду с Левашовской Пустошью служило местом массовых расстрелов политзаключённых, в частности — этапированных в Ленинград из Соловецкого Лагеря Особого Назначения. 

ru.wikipedia.org