19 августа 2017 года, в праздник Преображения Господня, в день, когда наша епархия отмечает 125-летие со дня ее основания, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию на площади перед Спасо-Преображенским собором г. Выборга при большом собрании духовенства, клириков и мирян. Его Святейшеству сослужил в том числе и архиепископ Финляндский и Карельский Лев.

По окончании Литургии, Его Святейшество обратился ко всем высоким гостям торжеств, клирикам и мирянам Выборгской епархии с первосвятительским словом, в котором описал значение праздника Преображения Господня для каждого человека, рассказал о своем служении на Выборгских землях и поздравил со 125-летием епархии:

"Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник - Преображение Господне, - сказал Предстоятель. - Событие это известно каждому, кто читал Евангелие, каждому, кто ходит в храм. Перед апостолами, выбранными Спасителем, на горе Фавор открылся иной Его лик: не такой, к которому они привыкли, не лик человека, который ходил вместе с ними по пыльным дорогам Иудеи и Галилеи, который вместе с ними питался, отдыхал, трудился, молился. Это был не тот человек, которого многие могли с легкостью обидеть, не тот, над которым стали сгущаться тучи - те, кто обладал властью, хотели принудить Его замолчать. Это было совсем другое лицо: как говорит апостол, на горе Фавор Иисус из Назарета преобразился, и увидели апостолы перед собой Сына Божия, увидели Божественную природу своего Учителя. Они увидели не только блистающие ризы Спасителя, не только неизъяснимый Свет, - они увидели пророков Моисея и Илию, которые давно отошли ко Господу. Чем же было это видение? Это видение можно сравнить с окном в иной мир, который существует и о котором мы знаем, но которого мы не видели, и апостолы не видели этого мира до тех пор, пока Господь не открыл перед ними это окно, и они, будучи живыми, во плоти, непостижимым образом, разрывая некое физическое пространство и время, узрели то, что принадлежит вечности. И в этом ином мире - Свет неизреченный, а там, где Свет, нет никакой тьмы, в прямом и переносном смысле, там нет зла, там нет никаких противоположностей Богу. Там абсолютное торжество Божественной правды и любви. И там - те, кто давно переступил границу жизни физической и смерти. Они - там, в этом мире, те, кто сподобился быть рядом с Богом".

"И возникает вопрос: так ли уж закрыто для нас, живущих на земле, это окошечко в вечность? - продолжил Предстоятель. - Есть ли что в нашей земной жизни, что дает нам возможность прикоснуться к Божественному Царству? И ответ прост: есть! И есть много того, что открывает перед нами великую красоту Божественного мира. Знаменитый философ Иммануил Кант сказал, что не нужно никаких доказательств бытия Божия, кроме возможности взглянуть на звездное небо и посмотреть внутрь себя. Мы знаем, какое производит потрясающее впечатление лицезрение бескрайнего звездного неба. Оно являет нам масштаб Божественного величия, красоту Божьего творения, силу и мудрость, несопоставимую с человеческой. Когда однажды я спросил одного из наших современных выдающихся ученых, насколько сейчас наука способна понять и описать, что собою представляет мироздание, он сначала помолчал, потом ответил, и ответ меня поразил. Он сказал: "Может быть, процентов на десять". А что же все остальное? Оно неведомо пока человеческому знанию. Это великое явление Божественной силы и мудрости, которое открывается нам в созерцании небесного пространства. Но прав был Кант: не только звездное небо свидетельствует о величии Божием. Если мы заглянем в себя и ответим на вопрос, что же такое наша совесть, что такое нравственное чувство, почему мы точно знаем, что такое добро и зло, несмотря на то, что сегодня через мощное информационное пространство на нас оказывают огромное давление, чтобы мы потеряли способность различать добро и зло. Почему мы их различаем? Потому что Бог заложил в нашу природу нравственный закон, который не проистекает из внешнего мира. Это не закон необходимости, это закон, бросающий вызов логике выживания в физическом мире. Для того чтобы почувствовать парадоксальность и действительно Божественную силу этого закона, давайте ответим на один вопрос: что такое человеческий подвиг? Подвиг - это способность человека пожертвовать собой, своим здоровьем, своим материальным благополучием, своей жизнью пожертвовать ради более высоких целей. Если бы вся наша жизнь замыкалась в физическом пространстве, если бы мы были им сформированы, как нас убеждают сегодня люди неверующие, если бы это окружающее нас пространство, этот мир формировал человеческую личность, где бы там найтись идее жертвенного подвига? Ведь в таком случае жизнь - земная, физическая - должна быть абсолютной и конечной ценностью, и почему кто-то должен отдавать свою жизнь за другого человека, или за свой народ, или за самые высокие ценности, которые он исповедует? Да никогда, если бы человек был сформирован этим миром! Но Господь вложил в него душу. Наша душа - это и есть маленькое окошечко в вечность. Когда мы сердцем воспринимаем красоту мира или красоту человеческого творения, произведений музыки или живописи, поток гармонии каждый раз влияет на нас, мы меняемся при встрече с этой Богом созданной гармонией, мы заглядываем через окошечко в вечность. Но есть и более прямые пути - когда человек обращается с верой к Богу, когда он молится, когда он участвует в совершении Божественного Таинства Евхаристии, когда Само Тело и Кровь Христовы прикасаются к нашему естеству - и в этот момент мы заглядываем в вечность".

"Апостолы спустились в горы Фавор, несомненно, укрепленные в вере. Господь явил Себя в Божественной Славе ученикам, чтобы тогда, когда Он будет распинаем, они бы уразумели, что страдания Христа - вольные, и миру проповедали, что Он есть Сын Божий. Так мы говорим об этом словами кондака сегодняшнего праздника. А что же произошло, когда наступили эти страдания Спасителя? - задал вопрос Святейший Патриарх. - Ученики обо всем забыли - и о Фаворском свете, и о вечности. Сам Петр просто отказался от Спасителя, а другие разбежались. Что это означает? Неужели это видение на Фаворе, это соприкосновение с вечностью, с иным миром не было достаточным, чтобы ученики пошли на смерть вместе со Спасителем до самой Голгофы? Оказалось, что не так. То же самое и у нас в жизни происходит. Когда мы к вечности прикасаемся через молитву, через участие в Таинствах, через созерцание красоты, когда мы и умом, и сердцем видим это Божественное присутствие, потом очень часто, погружаясь в суету повседневной жизни, забываем об этом видении и снова становимся рабами своих похотей, обстоятельств жизни и тяготения к греху. Но не случайно мы сегодня празднуем день Преображения. Господь знал, что ученики после Фавора отвернутся от Него. Господь знает, что и мы часто от Него отворачиваемся. И что же? Ведь Он простил Петра и других учеников Своих. И, прощенные, осознавшие всю безмерность Божественной любви, они пошли проповедовать Его имя до пределов земли и все, кроме одного апостола Иоанна Богослова, мученически скончались, в том числе и Петр, распятый на кресте в Риме вниз головой. Вот так же и мы с вами, люди слабые, ограниченные, обремененные жизненными обстоятельствами, забываем об этом соприкосновении с вечностью, которое даруется нам в молитве, в соприкосновении с Таинством святой Евхаристии, в лицезрении красоты и величия Божьего мира, погружаясь в обыденность. Но даже при этом образе жизни мы никогда не должны забывать о том, что Господь простил апостолам и вернул их на великий путь свидетельства о Его Воскресении. Вот так же и мы при любых обстоятельствах не должны терять уверенности, что Господь с нами, что Он ведет нас по жизни, что вместе с Ним мы способны преодолеть трудности повседневного бытия и обрести спасение в жизни вечной. Всему этому нас учит этот прекрасный праздник - Преображение Господне. И дай Бог, чтобы опыт переживания Божественной литургии помогал нас возвращаться на путь истинный и жить со славу Божию. Аминь!"

Также с приветственным словом к Предстоятелю и всем собравшимся обратился Преосвященнейший Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский: "Ваше Святейшество, мы рады приветствовать вас! Земля Выборгская радуется Вашему посещению в юбилейный год создания епархии! Ваше Высокопреосвященство, дорогой архиепископ Лев, мы также рады приветствовать вас здесь, на Выборгской земле!

Сегодня мы все вместе, во главе со своим предстоятелем 125-летие образования Выборгской и Финляндском епархии. «Тако восхоте Бог»: Господь решил так, что в этих непростых климатически местах возникла в маленькая епархия. И на протяжении многих лет непросты были страницы истории ее создания, но Православие постепенно развивалось здесь, утверждалось в сердцах людей. Строились храмы, возводились и возрождались стены монастырей - и все то, что делали наши предки, мы понемного сохранили и постарались преумножить.

Сегодня не только 125 лет Выборгской епархии. Сегодня мы празднуем 70 лет возобновления литургической жизни в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Выборга - она вновь началась с 1947 года. Также мы празднуем 230 лет создания этого собора и отмечаем 55 лет возобновления Выборгского викариатства в 1962 году.

Интересные страницы истории… Каждый, кто пожелает с ней соприкоснуться, может прочитать ее на страницах книг и интернет-пространства.

А сегодня, Ваше Святейшество, мы сыновне благодарим вас за то, что здесь впервые совершилась молитва Предстоятеля. Патриарх впервые посетил Выборгскую епархию!

Я знаю, в середине 1970-х годов Святейший Патриарх Пимен останавливался в Выборге перед своим визитом в Финляндию. Но не было богослужения… Самое главное, я благодарю Бога, что сегодня, как мне кажется, выборжане и все жители нашей епархии достойно встречают Предстоятеля.

Я хотел бы, Ваше Святейшество, в память о нас, о нашей епархии, в дар от клира и всего нашего верующего народа преподнести вам в дар архипастырский посох. Но он не простой: навершие этого посоха венчает Выборгский замок святого равноапостольного князя Олафа. Пускай в Ваших руках этот гранитный замок будет напоминать о верности и стойкости Православия здесь, на Карельском перешейке, а мы постараемся не подвести Вас".